Кому по силам погасить свет наставления, который сотворил Аллах? История полна картин погибели тех, кто пытался задушить этот свет. Не осознавая ничтожность своих сил и с тяжестью дерзких преступлений, они поднимали бунт – и в нём же и рассыпались. Коран говорит об этом предельно выразительно:
«Они желают [лживыми] устами своими погасить свет Божий, но Аллах (Бог) желает довести до полноты [распространение] Своего света, даже если это ненавистно неверующим» (Св. Коран, 9:32).
Упорство людей отрицания и бунта, их попытка заглушить Божественный свет, обозначена в аяте глаголом يُرِيدُونَ – «они хотят». Эта форма указывает не только на настоящее, но и на широкое или будущее время: так было, так есть и так будет. Во все эпохи находились те, кого раздражал свет Откровения и кто стремился перекрыть ему путь; и впредь они тоже будут. Эти души, враждебные свету, не желая, чтобы Божественный свет озарял вокруг, станут чинить преграды тем, кто служит ему; будут пытаться сорвать их труды, запирать созданные ими учреждения, «ставить замки» на делах служения. Они будут подставлять подножки самоотверженным, спешащим зажечь свечи других, пытаться сбить их с пути – и даже уничтожить.
Они так намертво прикованы к злу, что станут нападать на невинных, получать удовольствие от причиняемой боли; сколько бы людей ни повалили они на землю – им всё будет мало. Они продолжат свой произвол, пока, как им кажется, не останется никого на ногах. Эти смутьяны, берущие уроки у шайтана, ради того чтобы погасить горящие огни, пустят в ход любые интриги и заговоры, любое коварство. Придёт на ум подлость ночью – не станут ждать утра; мелькнёт соблазн днём – не станут ждать ночи: тут же приведут в исполнение.
Но как бы они ни дули на свет Аллаха всеми силами и средствами, они никогда не достигнут цели полностью. Потому что «свеча, которую зажёг Господь, не гаснет от дуновения (человека)». И продолжение аята – وَيَأْبَى اللهُ إِلاَّ أَنْ يُتِمَّ نُورَهُ – прямо возвещает: Всевышний обратит их старания в прах.
Смысл этого можно передать так: «Несчастные! Вы суетитесь напрасно – ваши труды пропадают. Воля Всевышнего и Его святая решимость явятся в том, чтобы довести свет до завершённости. Он разрушит игры тех, кто желает погасить его, перевернёт их планы, поставит их на место». Так было доныне: сколько бы неблагодарные ни старались, Аллах всякий раз обращал их сети против них самих – и доводил Свой свет до полноты.
В благословенную эпоху первых мусульман тёмные души, раздражённые светом, который зажёг Посланник Аллаха (мир ему и благословение), бросили все силы на то, чтобы его погасить. Но Пророк – влюблённый в своё предназначение, Пример для всего человечества – не споткнулся о препятствия, растоптал земные удовольствия и, соединяя ночь с днём, продолжал распространять этот Божественный свет. И чем всё кончилось? Как сказал Акиф:
«Бессилие, чьим уделом было быть раздавленным, – ожило.
А угнетение, думавшее, что закат не для них, – умерло».
То есть те, кто причинял Пророку любые мучения, один за другим сошли со сцены – сегодня их имена даже не вспоминают. А свет, который он распространил, и узоры духовного кружева, которое он вывел, по-прежнему сияют перед нашими глазами. Ничего не кончилось от того, что тогдашние нечестивцы сказали: «Конец!» Пусть солнце и луна временно и скрываются затмением – они не исчезают. Когда приходит их время, они снова изливают свет. Так будет до Судного дня – по дозволению и милости Аллаха.
Если вам будет дано увидеть – вы увидите: нынешнее временное «затмение» тоже закончится; луна снова взойдёт полной – да ещё и с ореолом вокруг. И сегодняшние тёмные души, не сумев погасить свет Аллаха, будут терпеть провал за провалом, корчиться в разочаровании. Потому что сказано:
«Сердце мудрого Господь не тешит мирской радостью –
Он даёт ему печаль, чтобы не впал в беспечность.
И угодного раба Господь не отпускает на волю –
Не бросает его в плохом положении».
Когда придёт тот день, возможно, вам станет их жалко. Жалко – потому что они не направили свою энергию и живость на истину; не стали рядом с теми, кто служит вере искренне; и потому проиграли там, где могли бы выиграть. Жалко – потому что не сумели преодолеть соблазн мирского, а наоборот прилипли к нему; в чёрных дворцах ещё больше затемнили свою душу. И вы скажете: «Если бы только они не застряли в мире, в должностях, в титулах, в славе! Если бы только использовали свои возможности не для того, чтобы гасить свет Аллаха, а чтобы распространить его – и спаслись бы!» Но горько то, что сегодня они даже не понимают, как стремительно катятся вниз головой.
Те, кто нападает и неустанно старается погасить свечу, зажжённую Истиной, так пристёгнуты к злу, что каждый день выдумывают новые заговоры; хитрости, о которых и шайтан не сразу бы додумался, – лишь бы сбить людей дела с пути. Своим насилием они причиняют им любую боль, делают жизнь тесной и невыносимой. Но есть один важный смысл, на который указывает следующий аят – пусть он сказан в другом контексте, но к вашему положению он тоже применим:
«Если вы страдаете, то и они страдают так же, как страдаете вы. Но вы надеетесь от Аллаха на такие блага, на которые они надеяться не могут» (Св. Коран, 4:104).
Как говорит Коран, боль и тревога, которые испытывают угнетатели в этом мире, не меньше страданий угнетённых. Но есть существенная разница: мучение угнетателей в вечности будет несравнимо тяжелее земного. А для тех, кто посвятил себя пути Аллаха и ищет Его довольства и высшей милости, понятия «потерять» не существует. Угнетатели уходят в вечность, нагруженные горами грехов; а невинные и обиженные уходят туда как взыскатели.
Никто из нас не испытал того, что испытал Пророк (мир ему и благословение). Его жизнь прошла в испытаниях и боли. В Ухуде ему рассекли благословенную голову, выбили зуб. Самые близкие один за другим были преданы земле. Его любимый дядя Хамза (да будет доволен им Аллах) пал шахидом; Мус‘аб ибн Умайр, потеряв руки, всё равно прикрыл собою других. И многие из тех, кто был вокруг Пророка щитом, тоже один за другим стали шахидами. Конечно, всё это ранило его до глубины души. Но у Посланника Аллаха и у сподвижников была великая опора: они знали, что шахиды идут в Рай; что они переселяются из мира тяготы – в мир верности и воздаяния. Они верили, что встретятся с ними там, что, взявшись за руки, будут возвеличены созерцанием Господа на райских возвышенностях. При такой истине можно ли считать случившееся «потерей»?
Как отмечали такие духовные гиганты, как Мухйиддин Ибн Араби и Имам Раббани, искренне уверовавшие могут быть наделены в большей степени проявлениями Божественного величия и строгости, чем проявлениями милости и красоты. Потому что в час бед и испытаний они сильнее обращаются к Всевышнему, искреннее молят и просят. В обычное время они тоже держат свою линию и не обрывают связь с Господом. Но перед лицом суровых проявлений они переживают более напряжённое внутреннее состояние и обращаются к Аллаху с большей глубиной сердца. И Всевышний не оставляет их мольбы без ответа: как сказано в аяте, Аллах отвечает на دعاء – мольбу того, кто в крайней нужде. В хадисе кудси говорится, что Он – рядом с теми, чьё сердце разбито. И в красивой фразе, передаваемой порой как хадис, также говорится: Он взирает на печальные и сокрушённые сердца, удостаивая их Своего присутствия (См.: Сахави, «аль-Макасыд аль-хасана», 1/169; Мунави, «Файз аль-кадир», 2/69).
Разве верующему не довольно той чести – там, по ту сторону, забыв все тяготы мира, получить приветствие от Милостивого Господа и зайти в райские сады?





