Этика братства и самоотверженность верующего

Этика братства и самоотверженность верующего
Mp3 indir

Mp4 indir

HD indir

Share

Paylaş

Скачать mp3
Share

Делиться

Вопрос: Социальные связи между людьми слабеют, и мы понемногу отдаляемся друг от друга. Каков должен быть настрой идеального верующего в такой обстановке?

Ответ: Коран и Сунна столь настойчиво утверждают, что верующие – братья и обязаны поддерживать друг друга, что дополнительные комментарии здесь излишни. Верующий, всем сердцем привязанный к божественному Откровению, не может оставаться равнодушным к материальным и духовным трудностям своих братьев; тем более он не позволит себе безучастно наблюдать, как они падают и гибнут. Недаром Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерёг: «Кто не считает беды мусульман своими бедами – тот не из них» (ат-Табарани, «Аль-Му’джам аль-Аусат», 1/151, 7/270; аль-Хаким, «Аль-Мустадрак», 4/356). Подлинный верующий больше заботится о проблемах братьев, чем о себе самом; он разделяет их горести и заботы, ощущая их как собственную боль. Он не упускает случая осведомиться о состоянии ближнего, протягивает руку нуждающемуся, навещает больных, утешает огорченные сердца и постоянно усердствует в подкреплении нравственно-духовных сил своих братьев. Недаром Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уподобил верующих «камням крепкого здания, тесно сцеплённым и поддерживающим друг друга» – буньян-и марсус (см.: Бухари, «Салят», 88; Муслим, «Бирр», 65).

Сегодня, когда нас разъединяют расколы, как никогда нужны люди, которые станут «раствором» для прочного общественного строя – соберут рассыпавшиеся части и заново соединят их. Описание верующих как буньян-и марсус – это ориентир, к которому следует стремиться. Тому, кто не живёт состояниями своих братьев и не блюдёт этику братства, не достичь этой цели. Следовательно, каждый верующий должен стараться стать «кирпичом» в этом строении и исполнять обязанности, поддерживающие братство.

Нрав идеального верующего

Верующий не может жить, думая лишь о себе и своей судьбе. Сохраняя собственный путь, он несёт ответственность и за то, чтобы помогать другим устоять на прямом пути. Эта ответственность охватывает широкий круг – от основ веры до тонкостей религиозной практики. Временами улыбкой дарить сердцам облегчение и поддержку или порадовать кого-то небольшим подарком, разделить чужую печаль, убрать препятствие с дороги. А где-то – развеять сомнение брата в вопросах религии, помочь при слабости веры, приподнять к небесам того, кто «пригвожден к земле».

Таков нрав идеального верующего: он неизменно стремится быть полезным окружающим. Но надо признать: такая степень самоотверженности легко даётся далеко не каждому – особенно в нашу эпоху индивидуализма и эгоцентризма. Чтобы выдержать требования братской этики, прежде всего нужна крепкая вера. Затем – развитая эмпатия: нам следует учиться чувствовать состояние братьев, становиться чуткими к их проблемам. Взглянув на лицо человека, улавливать его заботы, ощущать невыражённую боль. Порой, даже если человек не хочет о ней говорить, проявить внимание и интуицию, словно чуткий психиатр, будто проводя «психоанализ», – распознать его страдание и предложить нужное лечение. Это доступно не каждому; но тот, кто справляется, – истинный герой и в глазах людей, и перед Всевышним.

Подлинный верующий не замыкается в своём «я». Перешагнув через себя, он разделяет переживания других, ощущая их боль своим сердцем. Его забота не ограничивается только единомышленниками и теми, кто стоит с ним в одном ряду. В меру глубины веры и широты души он раскрывает объятия всему человечеству: стремится обнять и понять тех, кто мыслит иначе, и – насколько возможно – облегчить их тяготы. Как говорил Бедиуззаман, он смотрит на всё творение как на «колыбель братства» (мехд-и ухуввет), видя в каждом – брата, выросшего под те же колыбельные. Потому он не может оставаться равнодушным к чужим бедам. А когда речь идёт о вере – об указании пути к вечному счастью, о приведении к Аллаху, – для верующего это не может быть делом второстепенным.

Горизонт милосердия верующего

Никого вокруг себя мы не должны лишать внимания и поддержки. В меру близости каждый имеет право на нашу руку помощи. Конечно, самую большую помощь мы должны оказывать самым близким. Затем мы распределяем наше внимание по степени близости и делаем добро настолько, насколько позволяет возможность. Коран, повелев поклоняться одному Аллаху и не приобщать к Нему сотоварищей, сразу же велит делать добро родителям, затем родственникам; далее упомянуты сироты, бедные, ближний сосед, дальний сосед, близкий друг, путник и рабы (см. «Ан-Ниса», 4:36). Примечательно, что среди перечисленных нет детей – ибо родители по самой природе уже обнимают их любовью и милосердием, жертвуя сном и покоем ради их блага; тут особого поощрения не требуется. А вот дети могут не быть столь же преданными родителям и родне – поэтому заботу о правах старших Всевышний сделал для нас обязательством.

Так же можно оценивать и связи между верующими. Есть люди, с которыми мы выросли в одной среде, дышим одной культурой, идём одной дорогой – с ними легко разделять общее и поддерживать их без внутреннего сопротивления. Но к незнакомым или к тем, кто мыслит иначе, такой же естественной теплоте прийти труднее. И всё же наш долг – напрячь волю, расширять сердце и делать для них то добро, на которое мы способны.

Особенно недопустимо безразличие к вопросам, затрагивающим общее положение мусульман и судьбу Ислама. Где бы ни произошло что-то дурное, касающееся мусульман и религии, у нас должен бледнеть лик и сжиматься сердце; и мы должны тотчас смотреть, чем можем помочь. Мы стремимся проживать состояния верующих вместе с ними. Но круг нашей заботы ещё шире: не глядя на то, обращён ли человек к той же кибле, мы протягиваем руку всем, кто разделяет с нами общую человеческую природу – так поступают люди с высокой самоотдачей.

Известная поговорка «огонь жжёт там, куда упал» выражает общее настроение, но она эгоистична – и верующий принять её не может. Человек, чьё сердце хоть немного открыто человечеству, горит не только от огня, упавшего в его собственный дом, но и от пламени, охватившего дома соседей, друзей и близких. А совершенные личности, несущие в себе пророческую натуру, наполненные любовью ко всему человечеству, – они страдают от любого пожара, где бы он ни вспыхнул. Потому, где бы ни случилось наводнение, землетрясение, пожар или война, они спешат на помощь и делают всё возможное, чтобы облегчить бедствие. Даже если руками помочь нельзя, их сердца, мольбы и сочувствие – рядом с пострадавшими.

Наших ценностей нам достаточно

В разные эпохи для защиты ущемлённых прав возникали течения и философии – феминизм, гуманизм, либерализм и др. Подчас и мы – прибегаем к схожим понятиям и даже пытаемся некоторые религиозные вопросы излагать в успокаивающем ключе, чтобы снять критику и возражения. Но в этом нет нужды.

Во-первых, те формы угнетения и произвола, что имели место в иных обществах, в нашей среде не укоренились в той же мере. Да, в отдельные периоды случались ошибки, но в целом общество жило в атмосфере справедливости и безопасности. Во-вторых, Ислам – будь то женщина или мужчина – возвёл человека на подобающее место и даровал все причитающиеся права; выходя за эти рамки, мы уже впадаем в несправедливость по отношению к человеку. В-третьих, названные идеологии – реакция на конкретные исторические события, а в реакциях чувство меры часто нарушается.

Поэтому нам не к чему впадать в комплекс или избирать оборонительную тональность. Наше дело – хранить собственные ценности: претворять в жизнь веления религии о почитании родителей, поддержании родственных связей, братстве, протянутой руке нуждающемуся, о пожертвовании и милостыне. Ценность, которую Ислам придаёт человеку, важность взаимопомощи, а также права, дарованные каждому – мужчине и женщине, – намного превосходят рамки этих идеологий. В нашем мировоззрении нет ничего, за что нам следовало бы краснеть. Потому я не склонен придавать особый вес «импортным» теориям: чаще вижу в них интеллектуальные фантазии и советую держаться от них на расстоянии. Наряду с этим если кому-то близки эти понятия, я уважаю доброжелательные попытки говорить с ними на понятном языке, чтобы донести истинные смыслы.

В мире больших городов, где люди теряются, социальные связи слабеют, а одиночество множится, нельзя оставлять человека наедине с его судьбой. По природе своей человек слаб и ограничен; сил мало, а забот много – без помощи и поддержки других ему не устоять. И если мы не сделаем должного, понесём ответственность пред Аллахом.

Значит, начиная с ближайшего круга, мы должны интересоваться состоянием людей, вникать в их заботы и не обрекать их на одиночество. Надо смотреть внимательнее, быть прозорливее: по взгляду, чертам лица, манере поведения стараться понять, не находится ли человек в трудной ситуации. Когда требуется – быть рядом, подставить плечо, искать исцеление для его боли. В меру наших возможностей мы обязаны видеть и оберегать каждого, держать руку и сердце открытыми. Это нелегко; но для верующего настоящая доблесть – справиться именно с этой трудностью. Благая весть всем, кто наилучшим образом преодолевает трудные преграды.